Школа Быстрого Чтения
Олега Андреева


8-800-707-27-28
звонок бесплатный
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 8 (495) 625-45-00 МОСКВА - четверг, 22 декабря в 19-00

Интернет-обучение

Обучение в Школе Олега Андреева позволяет:

  • Увеличить скорость чтения в 5-10 раз.
  • Повысить качество усвоения текста и длительность сохранения в памяти более чем в два раза.
  • Улучшить память и внимание.
  • Повысить интерес к учебе, освоить эффективную методику подготовки и сдачи экзаменов.

Пресс-релизы

Ваш ребенок полюбит чтение
«Будь здоров» №3, 2005

Многих родителей волнует парадокс: в первом классе ребенок был чуть ли не круглым отличником, а через три-четыре года его дневник усыпан тройками и двойками. Неужели он так катастрофически поглупел? «Моему ребенку все труднее учиться, он невнимателен, не успевает все прочесть и плохо запоминает», - жалуются родители. В чем тут дело? Академик Олег Андреев отвечает на этот вопрос так: дети не умеют читать правильно, поэтому им неинтересен сам процесс чтения, а следовательно, и обучения.

В прошлом году российские психологи вместе с работниками издательств и детских библиотек провели исследование на животрепещущую тему: читают ли современные дети? Треть 10-14-летних ребят, участвовавших в опросе, сказали, что им «нравится читать, только не хватает времени», а каждый пятый ребенок признался, что читать не любит.

Чем раньше, тем лучше

- Все дети от природы талантливы. Может быть, в том, что у многих из них не развивается интерес к чтению, виноваты родители? – спросила я у Олега Андреевича.
- Доля правды в этом есть. Ведь первыми начинают учить ребенка читать именно родители и делают это по большей части неправильно. Например, можно и не учить малышей буквам и алфавиту. Это традиционный и на сегодня уже архаичный метод чтения, в мире существуют более совершенные методы обучения. Учить чтению лучше как можно раньше, а не с 5-6 лет, как это делают родители. Известный американский педагог Глен Доман вообще считает, что с ребенком надо заниматься, начиная с трех месяцев.
- Как это с трех месяцев? Он ведь в этом возрасте еще и слова не произносит.
- Тем не менее у грудного ребенка уже развиты зрение и слух. Слова, которые произносят взрослые, отпечатываются в его мозгу в виде образов. Знаете ли Вы о том, что детскую комнату маленькой Софьи Ковалевской, где она находилась в грудном возрасте, ее родители, желающие видеть свою дочь математиком, обклеили математическими формулами и листами из трудов великих математиков? Дело в том, что детское восприятие совершенно не похоже на восприятие взрослого человека. Ребенку присуще симультанное, то есть мгновенное, обучение, своего рода «импринтинг», когда информация об окружающем мире запечатлевается в виде зрительных и слуховых образов и остается в структурах головного мозга навсегда. При этом ребенок воспринимает слова целиком, и если он видит слово, которое одновременно еще и произносится вслух, то устанавливается прочная связь между зрительным, слуховым, а также смысловым его значением. При таком обучении ребенок привыкает воспринимать слова, не деля их на буквы и слоги, то есть овладевает бесслоговым чтением, на чем основаны многие современные методы обучения.

Чему учит школа

Как правило, в первый класс приходят дети, у которых и слоговое чтение не поставлено, а самое главное, многие из них не понимают смысла прочитанного. И такой плохо обученный ребенок начинает учиться в школе, где вместо формирования правильного способа чтения эти недостатки только закрепляются – дети читают медленно, запинаясь, без точек и запятых, не вдумываясь в смысл текста, а в результате не могут полюбить сам процесс чтения.
Поскольку наши дети, по мнению руководителя Школы быстрого чтения Олега Андреева, не умеют читать правильно, то особую остроту проблема приобретает к 10-11 годам. Именно в этот период происходит наиболее интенсивное освоение новых знаний. Ребята начинают знакомиться с физикой, химией, биологией, историей, что требует резкого повышения интеллектуальной активности. Они не справляются с лавинообразно возрастающим объемом информации, поскольку читают медленно, плохо усваивая содержание прочитанного.
Чтобы хоть как-то запомнить сведения из учебников, дети вынуждены прибегать к механической зубрежке текста, которая еще больше отвращает их от чтения, так как требует очень много времени и неинтересна, ведь сам процесс зубрежки не предполагает возникновения зрительных образов и глубокого понимания смысла текста. Если попросить такого школьника пересказать прочитанное своими словами, он, как правило, не в состоянии этого сделать. В результате учебный материал не усваивается и быстро забывается. А поскольку основным способом получения знаний было и остается чтение, то дети начинают ненавидеть и читать, и учиться.
К несчастью, уроки литературы в наших школах, где ученику предлагается прочесть внушительный список необходимых по программе книг, осилить которые он не в состоянии, способны отбить желание читать даже у заинтересованного ребенка. С другой стороны, появились издания, где в одном томе «спешным порядком» пересказывается содержание всего написанного автором, даже если этот автор – Лев Толстой. В итоге изучение интересного произведения превращается в сплошное мучение. К тому же некоторые вещи, например душевные терзания Пьера Безухова, ребенку объективно непонятны и не вызывают у него ничего, кроме желания отодвинуть книгу в сторону.
Такое навязывание литературных шедевров в обязательном порядке и пережевывание их по выверенной схеме убивает желание читать что-нибудь вообще. В жизни общества за последние десятилетия произошло очень много изменений, а в школьной программе – практически никаких. По оценкам некоторых специалистов, школьную программу в полном объеме удается одолеть примерно одной десятой части выпускников наших школ.
В принципе все согласны, что школьная программа явно перегружена, что ее надо сокращать. Но как только дело доходит до конкретных предметов, каждый учитель спешит убедительно доказать, что как раз его предмет – самый нужный. Наверное, любая из школьных дисциплин может принести немалую пользу развитию юной личности. Как впрочем, и умение ездить верхом, играть на скрипке или говорить по-японски. Беда в том, что для освоения всех этих и множества иных прекрасных навыков не хватит не только дружно отвергнутой российским обществом «двенадцатилетки», но и всей недолгой человеческой жизни. Значит, необходимо выбирать, чему учить.
Лучше всего было бы переложить этот нелегкий выбор на плечи самих получателей информации: пусть каждый учится тому, что ему по душе. Но, во-первых, самый продуктивный для обучения период жизни человека – детство, а в это время ребенок еще не способен сделать сознательный и ответственный выбор. Во-вторых, на основании чего ребенок будет выбирать себе общеобразовательную программу? Что он знает об обществе, в котором ему предстоит жить и учиться?
Сейчас уже никто не отрицает, что человека, окончившего среднюю школу, нельзя считать по-настоящему образованным. Чтобы стать профессионалом, он должен получить дополнительное образование. А главная задача школы – дать ребенку достаточную базу для выбора специальности. Научить его учиться. И вот здесь ему на помощь приходит Школа быстрого чтения Олега Андреева.

Время и информация

В наше время, пожалуй, самые ценные вещи – время и информация. Стало быть, в выигрыше всегда тот, кто в минимальный отрезок времени умеет добывать, воспринимать и перерабатывать максимальный объем информации. В сфере образования эта аксиома верна как нигде, ведь из года в год информационная нагрузка на школьников возрастает, а в сутках по-прежнему 24 часа. Что же нужно сделать, чтобы помочь ребенку быстро и легко овладевать современными знаниями и быть спокойным за его будущее?
Разные специалисты стремятся придумать близкий к идеальному способ усвоения информации, предложить ребенку интересную и понятную методику. В Школе Олега Андреева в помощь детям разработаны две специальные программы – «Спринт» для детей 10-11 лет и «Старт» для подростков 12-13 лет, которые обучают совершенной форме восприятия информации. При ней достигается главная цель – ребенок начинает любить читать. Вышел в свет и специальный учебник, написанный академиком Андреевым, который так и называется «Учимся читать правильно».
Когда я пришла на одно из занятий по программе «Спринт», то сразу отметила, что здесь ребята не отвлекаются на ерунду. Чувствовалось, что им по-настоящему интересно. Для меня же многое показалось новым и необычным: и специальная аутогенная тренировка перед началом урока, настраивающая на максимальную эффективность восприятия, и упражнения для развития пальцев, и разбор домашнего задания. Оно оказалось неожиданным – ученики должны были нарисовать все, что, по их мнению, имеет форму овала. Их фантазия была неисчерпаемой: они изобразили и сковороду, и кактус, и вертолет, и космический корабль, и снежную бабу, и пингвина, и очки, и даже букву «Ю».
Мое удивление возросло, когда в ответ на просьбу преподавателя прочитать предложенный текст ребята вооружились цветными фломастерами и начали с увлечением… раскрашивать книжные страницы. Они учились смысловому пониманию текста с помощью специального, так называемого «интегрального алгоритма» чтения – основного изобретения Олега Андреева.

Интегральный алгоритм – это не скучно

- Что такое чтение? Это процесс понимания смысла любого текста, - рассказывает Олег Андреевич. – Все без исключения читают, чтобы получить новую информацию, а это возможно только при условии, если понятен смысл. Никто не станет читать непонятные тексты. Поэтому основная задача чтения заключается в том, чтобы научиться быстро схватывать смысл любого текста. Школьников же никто не научил правильно понимать смысл, заложенный автором. Именно по этой причине процесс чтения вызывает у них неприятие. Наша цель – создать условия, при которых усвоение прочитанного было бы процессом простым, быстрым и эффективным. Как только ребенок начинает понимать то, что он читает, ему становится интересно. Почему маленькие дети с удовольствием слушают сказки, а затем, немного повзрослев, с тем же удовольствием начинают их читать? Потому что сказки строятся по очень простой схеме, смысл любой сказки и интересен, и понятен.
Итак, интегральный алгоритм. Что это такое? Слово «алгоритм» означает систему выполнения каких-либо действий с точным указанием их последовательности. Алгоритм чтения – это последовательность мысленных действий при чтении текста. А «интегральный» значит, что этот алгоритм относится ко всему тексту целиком. И наша задача – научить ребенка читать по новым правилам, используя пять основных блоков алгоритма чтения.
Блок № 1 – название: каждая книга, статья, рассказ, раздел в учебнике имеют свое название.
Блок № 2 – автор: это человек, который придумал и написал книгу, статью или рассказ.
Блок № 3 – факты: фамилии, главные герои, географические данные, место или время действия и т.д.
Блок № 4 – действия, совершаемые героями прочитанных произведений, а также происходящие события.
Блок № 5 – краткий пересказ своими словами основного смысла содержания прочитанного.
Чтение с использованием подобного алгоритма – это организованный и целенаправленный процесс, в ходе которого информация сознательно выбирается из текста, сопоставляется с данными блоками и укладывается в них. Для начальной тренировки и запоминания последовательности действий ребята, читая, размечают тексты фломастерами, выделяя блоки разными цветами. Каждый блок имеет свой цвет (коричневый, синий, желтый, зеленый, красный) – эти цвета не меняются и помогают легко ориентироваться в любом тексте.
Некоторые места в тексте остаются незакрашенными. В них нет ни фактов, ни действий, они не несут смысловой нагрузки. Можно ли обойтись без них? В принципе да, при подготовке домашнего задания на них можно не обращать внимания, что значительно сокращает время, затраченное на уроки. Но выясняется, что такой текст по-своему интересен: читая его, можно поразмышлять, пофантазировать. Таким образом дети учатся думать.
После окончания чтения ребята обязательно формулируют несколькими фразами основное содержание прочитанного и записывают его красным фломастером. Именно последний пункт – краткое и образное изложение содержания прочитанного – отражает эффективность их техники чтения.
Сначала детям предлагаются законченные тексты примерно в четверть страницы, потом размер текста увеличивается. Размечать его становится все легче и легче. Чем больше тренируются дети, используя интегральный алгоритм чтения, тем быстрее они читают и лучше усваивают прочитанное.
Мы учим детей понимать текст, «беседовать» с ним: оценивать события и факты, понимать мысли и чувства автора, разбираться в подтекстовой информации. Ведь, не обратив на нее внимания, можно не добраться до сути всего рассказа. Понимание текста начинается с осмысления каждого слова, словосочетания, предложения.
Использование интегрального алгоритма формирует навык, новый порядок чтения, который закрепляется в сознании и подсознании ребенка, и действует потом всегда. Глядя на любой текст, дети уже автоматически и четко направляют движения глаз так, чтобы вычленить факты, действия, основное содержание читаемого. Иначе говоря, таким образом повышается интеллектуальная активность восприятия любого текста. Процесс чтения, а следовательно и обучения, становится не формальным, когда скучно и непонятно, а творческим – увлекательным и радостным.

Зона ясного видения

На следующем этапе занятий в Школе Олега Андреева ребята учатся расширять поле своего зрения. Дело в том, что при движении глаз по строчкам книги наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой «зоне ясного видения». Все, что лежит за пределами этой зоны, видится как бы в тумане.
Любопытно, что у многих зверей и птиц поле зрения значительно больше, чем у человека. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так что они могут видеть обширное пространство сбоку и даже позади собственного тела. Например, поля зрения у обоих глаз у зайца, взятые вместе, составляют угол обзора, близкий к 360 градусам.
Преимущества панорамного зрения очевидны: чем большая часть текста отражается на сетчатке глаза, тем эффективнее и быстрее человек читает. Объем поля, с которого глаз снимает информацию, во многом зависит от тренировки. Программа «Спринт» предлагает ребятам специальные упражнения с таблицами (размером 13х18 см), которые значительно расширяют зону ясного видения и одновременно решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении, что позволяет значительно ускорить сам процесс чтения – ученики Школы Олега Андреева читают в 3-5 раз быстрее, чем их сверстники.
Для этого ребенок должен стремиться удерживать взгляд в центре квадратной таблицы, на которой изображены 25 разных цифр и букв (по 5 по горизонтали и вертикали), и боковым зрением найти их все. По мере тренировки скорость нахождения чисел и букв возрастает, при хорошем результате ребенок тратит на упражнение не более 25 секунд.
В программе «Спринт» используются и специальные упражнения для того, чтобы развить у ребенка боковое и бинокулярное зрение. В основе тренировки лежит методика профилактики и лечения, разработанная специалистами НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Врачи-окулисты советуют детям рассматривать так называемые стереокартинки с раннего возраста.
Рассматривание стереоизображений – одно из самых полезных упражнений для глаз. У многих людей наблюдается нарушение бинокулярного зрения, то есть зрения двумя глазами, при котором создается объемное восприятие предметов. Подобное нарушение может наблюдаться у страдающих косоглазием, астигматизмом, неполноценным и неравномерным цвето- и световосприятием. Упражнения, развивающие активность глазодвигательных мышц, приводят к восстановлению бинокулярного восприятия, помогают исправить начинающееся детское косоглазие, способствуют предупреждению склероза в органах зрения у взрослых людей.
Олег Андреевич Андреев предлагает простой способ убедиться, в порядке ли бинокулярное зрение у вас или у вашего ребенка. Держите страницу книги на таком расстоянии от глаз, на каком вы привыкли читать. Поместите указательный палец вертикально приблизительно на середине расстояния между глазами и текстом. Если бинокулярное зрение у вас нормальное, то палец не будет мешать чтению текста, потому что буквы, закрытые им для одного глаза, прочитает другой глаз. Но если палец мешает рассмотреть некоторые буквы, следует обратиться к врачу. Особенно это важно для ребенка, у которого таким образом могут проявиться незамеченные до этого момента нарушения зрения.
О роли пальцев для чтения

- Зачем ребята на занятиях делают какую-то замысловатую гимнастику для пальцев? – поинтересовалась я у Олега Андреевича Андреева.
- Мы развиваем моторику пальцев рук. Если говорить образно, то наша речь находится на кончиках наших пальцев. Движения, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев, специалисты называют тонкой моторикой и утверждают, что существует тесная связь между ней и зонами в головном мозге, отвечающими за развитие речи. И действительно, если у ребенка слабо развиты пальцы, то и речь обычно недостаточно развита. Тренировка пальцев развивает не только речь, но и мышление, способности к письму и чтению. Очень полезны лепка, аппликация, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выпиливание, конструирование из мелких деталей.
Вы можете предложить ребенку и несколько полезных упражнений:
1. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы.
2. Выпрямить кисть, развести пальцы и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.
3. Сжать пальцы в кулак и вращать в разных направлениях.
4. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать пальцы вместе с карандашом.
И еще одно хорошее упражнение. Дайте ребенку два карандаша и попросите его одной рукой нарисовать на листе бумаги круг, а другой – треугольник. Рисовать обеими руками нужно одновременно. Поначалу будет трудно, но если тренироваться, руки начнут работать сами по себе, рисуя правильные фигуры. Это отлично развивает мелкую моторику пальцев, а заодно и совершенствует процесс письма и чтения.

О роли воображения

Очень важно развивать воображение ребенка. Это способствует быстроте чтения и получению от него удовольствия.
Олег Андреевич рассказал мне занимательную историю.
Однажды немецкий архитектор и строитель мостов по фамилии Броун в яркий солнечный день прилег отдохнуть под небольшим кустом. Вдруг он увидел между ветвями тонкую паутинку. Она раскачивалась под ветерком, но не рвалась. И архитектор представил себе, как можно строить ажурные висячие мосты над реками и ущельями по принципу тонкой, но прочной паутинки.
Альберт Эйнштейн утверждал, что «воображение важнее знаний», и был прав. У всех исследователей, первооткрывателей и изобретателей, прежде чем они предпринимают какие-либо действия, сделавшие их знаменитыми, сначала в воображении зарождались идеи и возникали определенные представления. За каждым шагом вперед, за каждым научным достижением стоит человек, обладающий воображением. Любой из нас, в том числе и ребенок, имеющий хорошее воображение, способен изобретать, творчески мыслить.
И.М. Сеченов тонко подметил, что «воображение – это небывалая комбинация бывалых впечатлений». То есть новая комбинация уже известных нам образов и понятий. Для того чтобы развить воображение, нужно уйти от традиционных, стереотипных представлений. Толчок к неожиданным открытиям дает умение увидеть хорошо знакомое с новой стороны.
Но воображать можно по-разному. Можно придумывать всякие невероятные истории, а можно ярко и образно представлять то, что читаешь. Благодаря воображению тексты книжки и даже учебника «оживают», их становится интересно читать, а следовательно, и понимать. Кстати, с помощью специальных упражнений на воображение дети, которые обычно учат таблицу умножения несколько лет, в Школе Олега Андреева запоминают ее за одно занятие.
Подключив воображение, можно делать домашнее задание по любому школьному предмету в несколько раз быстрее и эффективнее, освободив время для отдыха и игры.

Удовольствие от чтения

Новый подход к обучению правильному чтению на уроках Школы захватывает всех. Красочные наглядные пособия, любимые книжные герои в качестве примеров, симпатичные сувениры-призы, новая интересная информация об окружающем мире делают занятия живыми и увлекательными. Урок, на котором я училась вместе с ребятами читать правильно, пролетел как одно мгновение, и только ожидающие детей родители знали: прошло целых полтора часа.
После занятий я читала записи, которые оставили ребята, прошедшие программу «Спринт»: «При чтении я начал испытывать удовольствие и наслаждение. Если раньше я много сидел перед телевизором, то теперь не могу оторваться от книги»; «Я научилась не просто читать, а обдумывать и анализировать тексты. И мне стало легче рассказывать на уроках о прочитанном»; «Я уверен, что новые знания мне очень помогли – теперь я быстро выполняю домашние задания и стал гораздо лучше учиться».
Прошло всего две недели занятий в этой необычной Школе, но я видела, как изменились ребята. Они полюбили чтение, и этот ценный навык остается у них на всю жизнь. Конечно, хорошо бы его время от времени подновлять – для этого разработан целый комплекс упражнений, которые можно выполнять самостоятельно. Но вообще-то техника быстрого чтения сродни плаванию. Тот, кто постоянно тренируется, плавает быстрее, техничнее, ставит рекорды. Тот, кто не тренируется, плавает медленнее и не так эффективно. Но и те и другие умеют плавать, потому что разучиться держаться на воде невозможно.
Поэтому очень важный совет, который Олег Андреев дает всем родителям, начинающим обучать ребенка чтению, заключается в следующем: с того самого момента, когда малыш научится складывать слова в предложения, самостоятельно или с вашей помощью прочитает свою первую в жизни книжку, учите его пересказывать прочитанное, учите его думать, размышлять над любым текстом, даже если в этом тексте всего одна фраза.


Татьяна Абрамова