Школа Быстрого Чтения
Олега Андреева


8-800-707-27-28
звонок бесплатный
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 8 (495) 625-45-00 МОСКВА - четверг, 22 декабря в 19-00

Интернет-обучение

Обучение в Школе Олега Андреева позволяет:

  • Увеличить скорость чтения в 5-10 раз.
  • Повысить качество усвоения текста и длительность сохранения в памяти более чем в два раза.
  • Улучшить память и внимание.
  • Повысить интерес к учебе, освоить эффективную методику подготовки и сдачи экзаменов.

Пресс-релизы

Почему дети не любят читать?
"Будь здоров", март 2008г.

Почему дети не любят читать?

Бывает так: ребенок учился в первом классе прекрасно, а через три-четыре года перебивается с двойки на тройку. Чем это объяснить - сложностью учебного материала, ленью ребенка, отсутствием способностей? У академика Олега Андреевича Андреева, основавшего знаменитую Школу быстрого чтения, есть ответ на этот вопрос. Он владеет уникальной методикой, пробуждающей у школьников интерес и к чтению, и к обучению.
- Люди читают, чтобы получить новую информацию, - говорит Олег Андреевич, - а это возможно только при условии, что понятен смысл текста. Никто не станет читать то, что непонятно. Если школьника не научили правильно понимать смысл, заложенный автором, то процесс чтения будет вызывать у него неприятие. Наша цель - создать условия, при которых усвоение прочитанного было бы процессом простым, быстрым и эффективным. Как только ребенок начинает понимать то, что он читает, ему становится интересно.
По мнению Олега Андреева, учить ребенка читать надо как можно раньше. Детям присуще мгновенное обучение - "импринтинг", когда информация об окружающем мире запечатлевается в виде зрительных и слуховых образов и остается в структурах головного мозга навсегда. Ребенок воспринимает слова целиком, и если он видит слово, которое одновременно еще и произносится вслух, то у него устанавливается прочная связь между зрительным, слуховым и смысловым значением. При таком обучении ребенок привыкает воспринимать слова, не деля их на буквы и слоги, то есть овладевает бесслоговым чтением, на чем основаны современные методы обучения.
Те дети, которых учили чтению поздно или неправильно, придя в первый класс, читают медленно, с трудом, не обращая внимания на точки и запятые, не вдумываясь в смысл текста, не понимая его. В результате у них не формируется интерес к процессу чтения. Эта проблема становится особенно острой к 10-11 годам, когда ребята начинают знакомиться с физикой, химией, биологией, историей, что требует резкого повышения интеллектуальной активности. Они не справляются с лавинообразно возрастающим объемом информации, поскольку читают медленно, плохо усваивая содержание прочитанного.
Чтобы хоть как-то запомнить сведения из учебников, дети вынуждены прибегать к механической зубрежке текста, которая еще больше отвращает их от чтения, так как требует много времени и не интересна. Если попросить такого школьника пересказать прочитанное своими словами, он, как правило, не в состоянии этого сделать. В результате учебный материал не усваивается и быстро забывается. А поскольку основным способом получения знаний было и остается чтение, то дети начинают ненавидеть и читать, и учиться.
Как вернуть ребенку интерес к занятиям? Надо научить его учиться.
«Спринт» и «Старт»
Из года в год информационная нагрузка на школьников возрастает, а в сутках по-прежнему 24 часа. Что же нужно сделать, чтобы помочь ребенку быстро и легко овладевать знаниями и быть спокойным за его будущее? Разные специалисты стремятся придумать близкий к идеальному способ усвоения информации, предложить ребенку интересную и понятную методику. В Школе Олега Андреева в помощь детям разработаны две специальные программы
«Спринт» (для детей 10-11 лет) и «Старт» (для подростков 12-13 лет). Эти программы обучают совершенной форме восприятия информации, при этом достигается главная цель - у ребенка появляется любовь к чтению. Когда я пришла на одно из занятий по программе «Спринт», то сразу заметила, что здесь ребятам по-настоящему интересно. Для меня же многое показалось новым и необычным: и аутогенная тренировка перед началом урока, настраивающая на максимальную эффективность восприятия, и упражнения для развития пальцев, и задания на развитие воображения. А самое главное - обучение осмысленному чтению.
Новая техника чтения
Задача, которую ставят перед собой педагоги в Школе Андреева, - научить ребенка читать по новым правилам, используя интегральный алгоритм чтения. Слово «алгоритм» означает систему выполнения каких-либо действий с точным указанием их последовательности. Алгоритм чтения - это последовательность мысленных действий при чтении текста. А слово «интегральный» означает, что этот алгоритм относится ко всему тексту целиком.
Алгоритм составляется из пяти основных блоков. Блок №1 - название: каждая книга, статья, рассказ, раздел в учебнике имеют свое название. Блок №2 - автор: это человек, который придумал и написал книгу, статью или рассказ. Блок №3 - факты: фамилии, главные герои, географические данные, место или время действия и т.д. Блок №4 - действия, совершаемые героями прочитанных произведений, а также происходящие события. Блок №5 - краткий пересказ своими словами основного смысла прочитанного.
Чтение с использованием подобного алгоритма - это организованный и целенаправленный процесс, в ходе которого информация сознательно выбирается из текста, сопоставляется с блоками и укладывается в них. Для начальной тренировки и запоминания последовательности действий ребята, читая, размечают тексты фломастерами, выделяя блоки разными цветами. Каждый блок имеет свой цвет (коричневый, синий, желтый, зеленый, красный) - эти цвета не меняются и помогают легко ориентироваться в любом тексте.
Некоторые места в тексте остаются незакрашенными. В них нет ни фактов, ни действий, они не несут смысловой нагрузки. Можно ли обойтись без них? В принципе да, при подготовке домашнего задания на них можно не обращать внимания, что значительно сокращает время, затраченное на уроки. Но выясняется, что такой текст по-своему интересен: читая его, можно поразмышлять, пофантазировать. Таким образом дети учатся думать.
После окончания чтения ребята обязательно формулируют несколькими фразами основное содержание прочитанного и записывают их красным фломастером. Именно последний пункт - краткое и образное изложение содержания прочитанного - отражает эффективность их техники чтения.
Сначала детям предлагаются законченные тексты примерно в четверть страницы, потом размер текста увеличивается. Размечать его становится все легче и легче. Чем больше тренируются дети, используя интегральный алгоритм чтения, тем быстрее они читают и лучше усваивают прочитанное.
В Школе Андреева детей учат понимать текст: оценивать события и факты, мысли и чувства автора, разбираться в подтекстовой информации. Ведь, не обратив на нее внимания, можно не добраться до сути всего рассказа. Понимание текста начинается с осмысления каждого слова, словосочетания, предложения.
Использование интегрального алгоритма формирует навык, новый порядок чтения, который закрепляется в сознании и подсознании ребенка и действует потом всегда. Глядя на любой текст, дети уже автоматически и четко направляют движения глаз так, чтобы вычленить факты, действия, основное содержание читаемого. Иначе говоря, повышается интеллектуальная активность восприятия любого текста. Процесс чтения, а следовательно, и обучения, становится не формальным, когда скучно и непонятно, а творческим, увлекательным и радостным.
Расширение зоны видения
На следующем этапе занятий в Школе Олега Андреева ребята учатся расширять поле своего зрения. Дело в том, что при движении глаз по строчкам книги наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой «зоне ясного видения». Все, что лежит за пределами этой зоны, видится как бы в тумане.
Но очевидно, что чем большая часть текста отражается на сетчатке глаза, тем эффективнее и быстрее человек читает. Объем поля, с которого глаз снимает информацию, во многом зависит от тренировки. Программа «Спринт» предлагает ребятам специальные упражнения с таблицами, которые значительно расширяют зону ясного видения и одновременно решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении, что позволяет значительно ускорить сам процесс чтения. Ученики Школы Олега Андреева читают в 3-5 раз быстрее, чем их сверстники.
В программе «Спринт» используются и специальные упражнения, для того чтобы развить у ребенка боковое и бинокулярное зрение. В основе тренировки лежит методика профилактики и лечения, разработанная специалистами НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Врачи-окулисты советуют детям рассматривать так называемые стереокартинки с раннего возраста. Рассматривание стереоизображений - одно из самых полезных упражнений для глаз. У многих людей наблюдается нарушение бинокулярного зрения (зрения двумя глазами, при котором создается объемное восприятие предметов). Подобное нарушение бывает у страдающих косоглазием, астигматизмом, неполноценным и неравномерным цвето- и световосприя-тием. Упражнения, развивающие активность глазодвигательных мышц, приводят к восстановлению бинокулярного восприятия, помогают исправить начинающееся детское косоглазие, способствуют предупреждению склероза в органах зрения у взрослых людей.
Олег Андреевич Андреев предлагает простой способ убедиться, в порядке ли у вас или у вашего ребенка бинокулярное зрение. Держите страницу книги на таком расстоянии от глаз, на каком вы привыкли читать. Поместите указательный палец вертикально приблизительно на середине расстояния между глазами и текстом. Если бинокулярное зрение у вас нормальное, то палец не будет мешать чтению текста, потому что буквы, закрытые им для одного глаза, прочитает другой глаз. Но если палец мешает рассмотреть некоторые буквы, следует обратиться к врачу. Особенно это важно для ребенка, у которого таким образом могут проявиться незамеченные до этого момента нарушения зрения.
Развитие тонкой моторики
- Зачем ребята на занятиях делают какую-то замысловатую гимнастику для пальцев? - поинтересовалась я у Олега Андреевича.
- Мы развиваем моторику пальцев рук. Если говорить образно, то наша речь находится на кончиках пальцев. Движения, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев, специалисты называют тонкой моторикой и утверждают, что существует тесная связь между нею и зонами в головном мозге, отвечающими за развитие речи. И действительно, если у ребенка слабо развиты пальцы, то и речь обычно недостаточно развита. Тренировка пальцев развивает не только речь, но и мышление, способности к письму и чтению. Полезны лепка, аппликация, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выпиливание, конструирование из мелких деталей.
Олег Андреевич предлагает и несколько полезных упражнений, которые можно выполнять дома:
1. Положить руку на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы.
2. Держа кисти перед собой,развести прямые пальцы «веером» и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
3. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.
4. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать пальцы вместе с карандашом.
И еще одно хорошее упражнение. Дайте ребенку два карандаша и попросите его одной рукой нарисовать на листе бумаги круг, а другой - треугольник. Рисовать обеими руками нужно одновременно. Поначалу ему будет трудно, но если тренироваться, руки начнут работать сами по себе, рисуя правильные фигуры. Это отлично развивает мелкую моторику пальцев, а заодно и совершенствует процесс письма и чтения.
О роли воображения
Очень важно развивать воображение ребенка. Это способствует быстроте чтения и получению от него удовольствия.
Олег Андреевич рассказал мне занимательную историю.
Однажды немецкий архитектор и строитель мостов по фамилии Броун в яркий солнечный день прилег отдохнуть под небольшим кустом. Вдруг он увидел между ветвями тонкую паутинку. Она раскачивалась под ветерком, но не рвалась. И архитектор представил себе, как можно строить ажурные висячие мосты над реками и ущельями по принципу тонкой, но прочной паутины.
Альберт Эйнштейн утверждал, что воображение важнее знаний, и был прав. У всех исследователей, первооткрывателей и изобретателей, прежде чем они предпринимали какие-либо действия, сделавшие их знаменитыми, сначала зарождались идеи и возникали определенные представления. За каждым научным достижением стоит человек, обладающий воображением, и любой из нас, в том числе и ребенок, имеющий хорошее воображение, способен изобретать, творчески мыслить.
И.М. Сеченов тонко подметил, что «воображение - это небывалая комбинация бывалых впечатлений». То есть новая комбинация уже известных нам образов и понятий. Для того чтобы развить воображение, нужно уйти от традиционных, стереотипных представлений. Толчок к неожиданным открытиям дает умение увидеть хорошо знакомое с новой стороны.
Когда ярко и образно воображаешь то, что читаешь, тексты книжки и даже учебника «оживают», их становится интересно читать, а следовательно, и легче понимать. Кстати, с помощью специальных упражнений на воображение дети в Школе Олега Андреева запоминают таблицу умножения всего за одно занятие.
Подключив воображение, можно делать домашнее задание по любому школьному предмету в несколько раз быстрее и эффективнее, освободив время для отдыха и игры.
Наслаждение от чтения
Урок в Школе Андреева, на котором я училась вместе с ребятами читать правильно, пролетел как одно мгновение, и только ожидающие детей родители знали: прошло целых полтора часа. После занятий я просмотрела записи, которые оставили ребята, прошедшие программу «Спринт»: «При чтении я начал испытывать удовольствие, даже наслаждение. Раньше я много сидел перед телевизором, теперь не могу оторваться от книги»; «Я научилась не просто читать, а обдумывать и анализировать тексты. И мне стало легче рассказывать на уроках о прочитанном»; «Новые знания мне очень помогли: теперь я быстро выполняю домашние задания и стал гораздо лучше учиться».
Прошло две недели занятий в этой необычной Школе, но я видела, как изменились ребята. Они полюбили чтение, и этот ценный навык останется у них на всю жизнь. Конечно, хорошо его время от времени подновлять - для этого разработан целый комплекс упражнений, которые можно выполнять самостоятельно. Но вообще-то, техника быстрого чтения сродни плаванию. Тот, кто постоянно тренируется, плавает быстрее, техничнее, ставит рекорды. Тот, кто не тренируется, плавает медленнее и хуже. Но и те и другие умеют плавать, потому что разучиться держаться на воде невозможно. Важный совет, который Олег Андреев дает родителям, обучающим ребенка чтению, заключается в следующем: с того момента, когда малыш научится складывать слова в предложения, самостоятельно или с вашей помощью прочитает свою первую в жизни книжку, учите его пересказывать прочитанное, учите его думать, размышлять над любым текстом.
Татьяна Обрамова